В рейтинге самых комфортных городов Днепр оказался посередине

В этом году при подготовке традиционного рейтинга комфортности украинских городов Фокус предложил рассказать о них их жителям и уроженцам, которые, даже уехав в столицу, продолжают пристально следить за жизнью малой родины. В этих оценках много общего и для городов-миллионников, и для небольших областных центров

Часто звучат высказывания о том, что украинским городам не хватает чёткой стратегии развития, качество управления хромает, а коммуникация между администрациями и активными горожанами не налажена.

Жители большинства регионов столкнулись с проблемой переизбытка личного автотранспорта на улицах: дорожная инфраструктура, большей частью отстроенная ещё в советские времена, не справляется с увеличением нагрузки. Также не хватает качественного транспортного сообщения, особенно аэропортов.

Постоянно звучат жалобы и на то, что из-за чрезмерно активной и часто хаотичной застройки города теряют исторический облик, а из-за отсутствия интересной работы и достойной оплаты труда они остаются без главного — людей, которые уезжают в поисках лучшей доли.

Есть и позитивные схожести. Например, многие утверждают, что их города расположены в живописных местах и имеют большой туристический потенциал, — нам повезло, мы живём в красивой стране. Жители почти всех регионов отмечают, что в последние годы всё больше горожан проявляют активность. Это положительно сказывается на городской среде. Теперь даже в небольших населённых пунктах есть чем заняться и где провести свободное время. Осталось лишь научиться ценить человеческий капитал — и будет всё «как у людей». Иначе слово «провинция» ещё долго сохранит окрас негативной коннотации, пробуждая желание подобрать более сильный, хоть и не такой приличный синоним.

В этом году рейтинг состоит из двух частей. Первая — объективная оценка комфортности украинских городов по 17 параметрам, полученным из открытых данных. Вторая — субъективное описание достоинств и недостатков города его уроженцами. В некоторых случаях объективная и субъективная оценки отличаются.

Как считали

В рейтинге комфортности украинских городов участвовали столица и областные центры, за исключением оккупированных Донецка, Луганска, а также Севастополя и столицы Автономной Республики Крым — Симферополя. Каждый из 22 городов мог максимально набрать 100 баллов

  • 35 баллов город мог получить за экономическое положение. Учитывались пять критериев: уровень средней зарплаты — максимум 10 баллов; инвестиционная привлекательность — до 10 баллов; стоимость условной потребительской корзины, стоимость однокомнатной квартиры и стоимость аренды однушки — в каждом случае максимум до 5 баллов.
  • 25 баллов город мог получить за лёгкость поиска работы и возможности для образования. Учитывались такие критерии, как уровень занятости среди населения трудоспособного возраста (10 баллов), соотношение резюме к вакансиям (5 баллов), число школ, вошедших в 2019 году в рейтинг Фокуса «Топ-100 лучших школ» (5 баллов), и число вузов, вошедших в рейтинг «Топ-200 Украина» (5 баллов).
  • 10 баллов город мог получить за показатели финансовой активности: соотношение количества активных платёжных карт к численности жителей (5 баллов) и долю бесконтактных платежей к общему количеству платежей «пластиком» (5 баллов).
  • 10 баллов — за экологию: максимум по 5 баллов за чистоту воздуха и количество опасных отходов в регионе.
  • 5 баллов город мог получить за демографические показатели.
  • 5 баллов мы присуждали за развитие инфраструктуры: пассажиропоток аэропортов.
  • 10 баллов  городу могли принести показатели криминогенной обстановки: количество преступлений против жизни и здоровья (5 баллов) и отдельно — количество хулиганств и преступлений против имущества (5 баллов).

Наивысший балл присваивался за лучший результат. Затем баллы распределялись пропорционально абсолютным значениям. К примеру, Киев получил наивысшую оценку — 10 баллов — за средний уровень зарплаты: 16,2 тыс. грн. В Херсоне и Черновцах средняя зарплата составляет 8,6 тыс. грн — это самые низкие показатели по стране, соответственно, по данному критерию эти города получили 0 баллов.

Днепр. Острая нехватка миллиона

Евгений Гендин, автор кабаре «Весёлый ПесецЪ»:

В 2014 году Днепр, по сути, стал первым городом страны. Сейчас это воспринимается уже как пафос, но слова о форпосте имеют под собой основание. Другое дело, что с этим нельзя жить, нет смысла постоянно носить эту миссию на флаге, поэтому сейчас уже немного отходит в прошлое набивший оскомину мем: город не первый, но и не второй.

Сразу после распада Союза Днепр превратился в безликий город. Но за последние 20 лет у него появились самые разные вкусы, цвета и запахи. Это уже не просто постиндустриальный центр, а город, в котором рождается много всевозможных событий, и прежде всего — в культурной сфере.

Сейчас в городе обострилось политическое противостояние. Раньше, до 2014 года, он был «мёртвым», застойным, даже тухловатым, с советской ментальностью и стабильным однообразием.

Главной же проблемой Днепра остаётся поиск идентичности. Он только пытается нащупать свой путь, так же, как Украина, ищет себя в современном мире, где нельзя забывать о прошлом, но и нельзя им жить. Днепрянам не хватает городского патриотизма, но не в формате «Днепропетровской народной республики». Не хватает концентрации на том, что это наш город, не хватает сосредоточения на самих себе, на своём развитии. Сейчас здесь есть некая разобщённость, и нам надо понять, что это наш город. А ещё не хватает миллиона — не миллиона долларов, а миллиона человек, чтобы местные жители не уезжали, а оставались здесь жить. Люди — наше главное достояние. Каким бы сегодня ни рисовали Днепр, в какие бы клише об «унылом городе с серыми жителями» его ни загоняли, на самом деле у нас множество хороших, умных, креативных, чувствующих людей. Только, к сожалению, каждый из них живёт «на своём ментальном райончике». И именно это нужно изменить.

............................................................................................................................................................................ ............................................................................................................................................................................