Почему в Днепре не вывозят мусор: версии сторон

Почему в прошедший вторник мэрия была вынуждена объявлять всеобщий коммунальный субботник?

Под грядущий к лету в городе передел рынка мусороперевозок заранее начались большие информационные мусорные войны и игры.

С начала последнего снегопада по сей день включительно в Днепре так и не восстановился ритмичный вывоз мусора, пишет gazeta.dp.ua. Соцсети пестрят сотнями фотографий переполненных с горкой мусорных баков, вокруг которых высятся «эвересты» из невывезенного вовремя мусора. Почему это произошло?

Версия мэрии

По версии градоначальника, высказанной на личной странице в соцсетях, в сбоях по вывозу мусора виновата фирма-подрядчик.

«Этому безобразию есть причина, которую вы все должны знать. Эта причина — частная монополия компании, конечным собственником которой является один из влиятельных чиновников облсовета. Уже несколько месяцев эта компания шантажирует городской совет, требуя многократно повысить тариф на вывоз мусора. Фактически эта публика хочет залезть в карман каждому из вас. За неделю, быть может, дней за десять, мы наведём порядок. Я привлеку все возможные и невозможные ресурсы. Говорю сразу и честно. Мне все равно, кто будет убирать мусор — «серые», «чёрные» перевозчики, но подонки получат по зубам так, что мало не покажется», — написал в Facebook мэр Борис Филатов.

Затем с таким же эмоциональным монологом на тему вывоза мусора выступил вице-мэр по вопросам ЖКХ Михаил Лысенко.

— Проблема заключается в компании «Днепрокоммунтранс», — уверен Михаил Александрович. — У нас с компанией достаточно непростые отношения начиная с августа прошлого года. Они начали вести разговор о том, чтобы повысить тариф на вывоз мусора. Мы сказали им: вы прекрасно понимаете, что с вашим качеством предоставляемых услуг ни о каком повышении тарифа сейчас речь идти не может.

Затем Лысенко уточнил, что мэрия выступила с инициативой разово выделить мусороперевозчику деньги из бюджета, чтобы помочь закрыть самые острые проблемы.

— Сколько вам нужно денег для счастья, чтобы вам было хорошо, чтобы вы закрыли все свои проблемы с резиной, с топливом, с налогами, с долгами? «Нам надо 6 миллионов гривен». На сессии у нас было принято решение, мы выделили «Днепрокоммунтрансу» сумму в 6 миллионов гривен. Они их получили. И что мы видим? Ситуация ухудшилась… Эти 6 миллионов они не смогли полностью освоить, по-моему, они освоили около 60%, остальное они вернули.

После чего мэрия объявила глобальный коммунальный субботник и бросила на фронт борьбы с мусором все свои резервы: КП «УРЭА», «Водоканал», «Зеленстрой», «Гідроспоруди», «Теплоэнерго», «Комэнергосервис», «ДГТС», «Горсвет», «Дорсервис», «Ритуальную службу» и пр. Очистить дворы обещают до пятницы 30 марта.

Версия мусороперевозчика

Валерия Лубинского — директора ООО «Днепрокоммунтрнас», которое сегодня нуждается вынужденным монополистом по вывозу мусора, — высказывания руководителей города удивили.

— Сегодня услышал, что коммунальщики убирают мусорные завалы, которые образовались по вине нашей компании. Не считаю, что по вине нашей компании. Коммунальщики не обеспечили возможность подъезда к контейнерам. Такая ситуация возникает за эту зиму третий раз, и после каждого снегопада мы вынуждены выгребать горы мусора, — говорит Лубинский. — Уже первый снегопад показал, что заезды во дворы не чистят, но кое-где заехать можно было. Второй снегопад — немного сложнее, а третий – просто коллапс. И об этом знает каждый. Маршрутки не выехали, трамваи и троллейбусы встали. Но ведь они по дорогам ездят, а наша огромная техника просто не могла заехать во дворы! Потому что внутрикварталка до сих пор в некоторых районах непроездная. Есть дворы, куда мы не можем и сейчас заехать! Наши сотрудники работают по 17 часов. Перерасход топлива колоссальный! Контейнеры приходится в прямом смысле слова откапывать, проезды чистим. Естественно, это время. Естественно, не успеваем. Естественно, есть отставание от графика. Но вывозим. Работаем. Да, перенакопление есть. И странно, что в мэрии этого не понимают. Почему трамваи с троллейбусами на маршруты не выходили, понимают, а вот почему мусор образовался – не понимают.

Что касается темы монополии, то она вынужденная. Последний конкурс мусороперевозчиков прошел в 2011 году, победили три компании. Но буквально на следующий год свои районы бросила «Экология Украины» из-за низкого тарифа, а в 2015 году с этого рынка всеми правдами и неправдами мэрия вытеснила второго перевозчика – «Гринко Днепр». Еще три года назад нужно было провести новый конкурс, но его постоянно переносят, и последний обещанный срок – это май 2018 года. Причем победить на этом конкурсе должно только что созданное новое коммунальное предприятие, которое еще, собственно говоря, и мусоровозы не закупило. Участники тендера жалуются в АМКУ, что условия закупки прописаны под одного конкретного продавца – мэрия хочет купить исключительно машины марки «Форд» с магнитолами в кабине.

— То, что нас обвиняют в монополизме, — так город навязал нам эту монополию в 2015 году, — недоумевает Лубинский. — При этом тогда пообещали, что в ближайшие 2-3 месяца проведут конкурс. Его так до сих пор и не провели. Почему? Вопрос к чиновникам. Можно было провести конкурс. И не пришлось бы городу закупать ни дорогостоящие мусоровозы, ни баки. Но пошли другим путем…

О тарифах и прочих нюансах

Мэрия утверждает, что «Коммунтранс» не вывозит мусор из-за низких тарифов, что, мол, «шантажирует» чиновников.

— Шантаж, о котором говорит мэр? Шантажа никакого нет, — комментирует Лубинский. — Тариф наш был утвержден в 2011 году. Составляет он 9,36 гривны с человека. Когда его принимали, стоимость проезда в маршрутке была 1,5 гривны, а сейчас — 7 гривен. А у нас сегодня такой же тариф, как и был семь лет назад. Хотя на всё цены увеличились! На все! Топливо, энергоносители и так далее…

Уверена ли мэрия Днепра, что тариф на вывоз мусора соответствует сегодняшним реалиям? Год назад на этот вопрос лично ответил Михаил Лысенко.

22 февраля 2017 года на пресс-конференции, посвященной планам установки в городе 550 подземных контейнеров для сбора мусора, отвечая на вопрос о проведении конкурса мусороперевозчиков, вице-мэр дословно сказал следующее:

— Пока желающих выйти на рынок вывоза мусора в Днепре не наблюдается. 9,80 гривны с человека никого не устраивают, для перевозчиков это убыточно. Реальный тариф должен быть в районе 16-17 гривен с человека, — заявил год назад Лысенко.

Второй вопрос – это о таинственных «лоббистах» и собственниках «Днепрокоммунтранса» в областной власти.

— Мы работаем с 1995 года. Я не понимаю намеков нашего мэра по поводу наших собственников, — говорит Валерий Лубинский. — Один из основных собственников — это я, остальные собственники – члены трудового коллектива, их порядка 40 человек. Все эти данные есть в открытом доступе, и это может посмотреть каждый.

Третий вопрос – о шести миллионах из городского бюджета. Он оказался очень интересным.

— Лысенко рассказывает, что нам выделили 6 миллионов гривен и что мы их якобы не освоили. Так вот нам об этих шести миллионах ничего не известно, — говорит Валерий Лубинский. — Что значит «выделили» и что значит «не освоили»? Деньги на счет нашего предприятия не поступали. Я слышал эти обвинения, но прокомментировать не могу, потому что не понимаю, почему мы об этих деньгах ничего не знаем и почему в конечном итоге деньги не дошли до нас. Но согласитесь, в контексте ситуации, которая сложилась с вывозом мусора на сегодняшний день, звучит обвинение более чем красиво…

Красиво или не красиво – это оценка лирическая. А в практической плоскости остались только недоумения.

Почему диалог об уборке мусора в сложнейших зимних условиях между руководством города и подрядчиком ведется не в рабочем порядке, а через соцсети и СМИ? Почему руководство города для решения рабочей проблемы выбрало не деловую тональность, а митинговую? Почему обвиняет в монополии и шантаже фирму, а не себя? Ведь и монополия мусороперевозчика искусственно создана самой мэрией, и вице-мэр прекрасно знает о том, каким должен быть реальный размер тарифа.

............................................................................................................................................................................ ............................................................................................................................................................................