Общественники Днепра выказали свои замечания к законопроекту о статусе депутатов местных советов

31 октября в Центре поддержки общественных и культурных инициатив «Тамариск» состоялся «круглый стол» по обсуждению законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования правового регулирования статуса депутатов местных советов». Организаторами мероприятия совместно с «Тамариском» стали ОО «Институт общественной экспертизы» и ДООО «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики». В обсуждении приняли участие общественные активисты и депутаты местных советов — городских (Новомосковского, Подгороднянского, Желтоводского), а также Днепропетровского областного.

«Сегодня центр политической жизни смещается, может быть временно, на места. И для местных общин очень важна поддержка не только общественных организаций, а и эффективное взаимодействие последних с депутатами местных советов. Мы собрались, чтобы обсудить проблемы, которые сейчас возникают во время этого взаимодействия, и попробовать решить их», — отметила в приветственном слове председатель правления Центра «Тамариск» Татьяна Кладиева.

Изменения в законодательство разрабатывались специалистами ПРООН (которая и стала инициатором публичного обсуждения) по согласованию с Комитетом ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. Законопроект направлен на усиление ответственности депутатов местных советов, увеличивает их зависимость от избирателей (содержит четкие определения механизма отчетности депутата перед избирателями, устраняет пробелы в правовом регулировании отзыва депутатов по народной инициативе и т.д.), а также более подробно прописывает права самих народных избранников (нормирует порядок досрочного прекращения полномочий по заявлению депутата, уточняет термин «избирательный округ», и, соответственно, круг избирателей, интересы которых представляет депутат местного совета, устанавливают ответственность за несоблюдение порядка рассмотрения депутатских обращений, запросов и т.д.).

«Изменения в статьи 189-19 Кодекса об административных правонарушениях приравнивают депутатов местных советов к нардепам в части предоставления им необходимой информации на их обращения или запроса. За несвоевременное предоставление ответа депутатам местных советов предлагается наказывать должностных лиц таким же образом, как и за игнорирование запросов народных депутатов — штрафами», — презентовал предложенные новации председатель ДООО «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики» Алексей Андреев.

Такое нововведение нашло поддержку среди всех участников «круглого стола», особенно — депутатов. Однако возник вопрос о том, кто должен взимать штрафы. Если админкомиссия исполкома соответствующего совета, то не будет ли она саботировать такую работу? Например, сам совет не будет собираться для образования такой комиссии… Возможно? Возможно. Поэтому участники мероприятия рекомендовали детально прописать механизм взыскания штрафов, в том числе предусмотреть ответственность за саботаж составления соответствующих протоколов. Одно из предложений — возложить составления протоколов на органы совета более высокого уровня.

«Интересно, что такие вопросы не поднимались на обсуждениях в других регионах», — заметил исполнительный директор ОО «Институт общественной экспертизы» Алексей Литвинов.

Кроме изменений в админкодекс, законопроект предусматривает поправки в отдельные статьи Кодекса административного судопроизводства, Закона Украины «О местном самоуправлении» и особенно — Закона «О статусе депутатов местных советов». Последнее обсуждали особенно оживленно.

Так, бурную дискуссию среди участников «круглого стола» вызвало дополнение ко второй статье Закона «О статусе депутатов местных советов», которым предлагается не позднее второй сессии закреплять депутатов, избранных по многомандатному округу, за конкретным округом. Закреплять решением сессии с учетом предложения местной парторганизации, которая выдвигала кандидата. Однако при такой норме могут возникнуть злоупотребления со стороны большинства относительно оппозиции. Например, депутата облсовета, который живет в Кривом Роге, будут закреплять за округом в Желтых Водах, где его никто не знает, и программой которого не предусмотрено развитие этого желтоводского округа. Поэтому решили внести дополнение: «при согласии самого депутата».

Дополнения к 7-й статье предусматривают запрет на совместительство депутатом своей деятельности с работой в исполнительных органах власти. Перечень должностей, с которыми невозможно совмещение, дополнили должностями руководителей КП и коммунальных учреждений (чтобы предотвратить конфликт интересов при формировании бюджета).

Также участники «круглого стола» рекомендовали исключить из законопроекта пункт об обязательном освещения деятельности советов через СМИ за бюджетные средства, прописать фиксацию программных обязательств кандидатов в депутаты и многое другое.

«Все ваши предложения мы подадим в Комитет ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления», — заверил Алексее Литвинов. Народные депутаты рассмотрят законопроект и замечания к нему на заседании Комитета Верховной Рады 15 ноября.