Кто в Днепре мешает ОСМД?

Немного истории

В 2016 году в Днепре появилась новая городская программа с длинным названием — “Програма сприяння діяльності ОСББ, ЖБК та ОК у багатоквартирних будинках в м.Дніпро на 2016-2020 рр.”

Для города документ был революционным — многочисленные объединения совладельцев и кооперативы могли получить деньги на свои ремонты из городского бюджета, правда, при этом добавив и своих “кровных”.

Собственно по размеру софинансирования со стороны самого ОСМД или ЖСК и определялись победители этого конкурса — кто больше дал, тот и победил. В первый год реализации этой программы процентный «порог» для победы составил всего лишь 13%, но из года в год, за счёт увеличения количества желающих и вхождения их во вкус, он рос, достигнув уже в 2019 году 40%.

В 2017 году курировать программу стал вновь созданный отдел по работе с ОСН и объединениями граждан Управления внутренней политики горсовета. С подачи городского депутата Анжелики Пилипенко отдел возглавил новоиспеченный чиновник Сергей Иванченко.

Этот «отдел ОСН», как стали называть его председатели, не сидел без дела и начал придумывать всё новые и новые изменения в Программу, которые всё больше усложняли подачу документов для участия в программе ОСМД и ЖСК.

Но дальше – было больше.

Личная неприязнь + непрофессионализм

2019 год начинался для городских ОСМД и ЖСК очень хорошо — им удалось добиться от городской власти того, что бюджет на их программу увеличился с изначальных 15 млн. грн. аж до 38 млн. грн.

Многие председатели уже предвкушали победу, ведь “дали” в своих заявках процентов софинансирования даже больше, чем проходные 40%.

Однако очень скоро 94-м домам пришлось жестоко разочароваться — они не стали победителями!

Начав обращаться в отдел ОСН и лично к его начальнику С.Иванченко, они узнали, что почти во всех случаях причиной отказа в победе стало отсутствие подписей совладельцев, подтверждающих результаты поименного голосования на общих собраниях ОСМД и ЖСК.

Здесь нужно объяснить поподробнее об этих самых подписях:

  • правда, на каждом собрании ОСМД (в ЖСК такого требования вообще нет), голосование имеет поименный характер и каждый совладелец расписывается лично “за” или “против” конкретного вопроса;
  • однако, согласно действующего законодательства, данные подписи не являются неотъемлемой частью протокола, разве что его составители сами так не решат;
  • в самой программе требований предоставлять подписи совладельцев отсутствуют и все предыдущие годы никто их не требовал.

Но, как оказалось, отсутствие подписей совладельцев стало только поводом, чтобы “отшить” неугодных начальнику отдела ОСН дома!

Потому что среди победителей оказались немало объединений и кооперативов, которые также не сдавали в отдел ОСН таких подписей, а предоставили только сводную таблицу голосования.

Очень показательными оказались ситуации, когда управители нескольких домов подавали от этих домов идентичные комплекты документов (без подписей совладельцев) с одинаковым процентом софинансирования. И вот, часть из этих домов стала победителями, а часть — нет!

Почему так случилось? Всё объясняется просто — отказали в победе тем домам, которые отдел ОСН проассоциировал с конкретными управителями, которые не были в фаворе у его начальника. В то же время другие дома этих же управителей, которые не были «распознаны» чиновниками, стали победителями.

Правда, депутат А.Пилипенко, оправдываясь, заявляла, что не победили и ёё дома тоже, а они то, если бы был такой “ручной” подход, точно должны были выиграть.

Но хрен редьки не слаще: вместе с личной неприязнью начальника отдела ОСН к отдельным ОСМД и ЖСК, напрямую отразившуюся на результатах конкурса, проявился ещё и вдобавок его непрофессионализм уже в отношении даже «своих» домов.

Каждый суслик — агроном

2019 год ознаменовался ещё одним событием, связанным с программой «софинансирования». Отдел ОСН разработал очередные изменения в этот документ для принятия депутатами на городской сессии под авторством А.Пилипенко.

Часть изменений, действительно, оказались прогрессивными. Например, согласно ним ОСМД и ЖСК могут подавать неограниченное количество заявок (сейчас – только одну), но не более определенной суммы, рассчитанной по формуле, напрямую зависящей от площади дома (ранее – не более 200 тыс. грн.). Или, например, в изменениях, наконец, по инициативе общественников появился порядок подачи заявок на восстановление утерянной технической документации дома. Тоже не без вопросов, но всё же.

Однако, при этом позитиве чиновники предложили и неоднозначные нововведения. Во-первых, сделать конкурс двухэтапным, то есть вначале все участники подают заявки на софинансирование в размере ровно 30%, а потом, если будет дефицит бюджета на программу, отдельно добавляют протоколы своих правлений – с увеличенными процентами. Во-вторых, чиновники решили узаконить свои требования по обязательности подачи подписей совладельцев при поименном голосовании на общих собраниях ОСМД и ЖСК, при том что в ЖСК такой механизм, как уже выше писалось, в принципе не предусмотрен.

Эти инициативы «отдела ОСН» вызвали живую дискуссию в среде городских объединений с кооперативами, и буквально за четыре дня 175 домов ОСМД и ЖСК Днепра собрали подписи под обращением к городским властям с просьбой отменить конкурс, как таковой, и внедрить формулу «30/70», т.е. давать из бюджета 70% необходимых средств всем домам, готовых со своей стороны финансировать 30% своих ремонтов. Как показал опыт Днепра и других городов, 30% — это оптимум, который готовы давать совладельцы в программах софинансирования, потому что бОльшие проценты уже для многих домов становятся непосильными, и они просто перестают участвовать в подобных программах.

Что должен был сделать отдел ОСН, в функционал которого как раз входит решать все вопросы с объединениями и кооперативами города,  в случае появления альтернативных версий изменений в Программу? Конечно, организовать обсуждение с ОСМД-сообществом и поиск устраивающего все стороны результата. Но отдел ОСН обсуждение понял по-своему: собрал председателей, дал возможность всем высказаться, и… на этом всё закончилось. Хотя логичным продолжением такого общения должна была быть небольшая рабочая группа за круглым столом, которая бы проработала каждый пункт изменений в программу.

Поэтому вместо несправившихся со своими задачами профильных чиновников миссию диалога с ОСМД и ЖСК взяла на себя постоянная комиссия городского совета по вопросам бюджета, финансам и местного самоуправления (председатель – Артём Хмельников).

На своём очередном заседании депутаты вместе с представителями объединений и кооперативов, а также (очень важно!) с представителем того же отдела ОСН Владиславом Макарцом, которому в добавок член этой комиссии вышеупомянутая А.Пилипенко поручила представлять свои интересы, очень подробно рассмотрели предложения и проголосовали изменения, устраивающие все стороны.

В частности, депутаты согласились с формулой «30/70», на которой настаивали ОСМД, а очередность финансирования при дефиците бюджета определили согласно дате подачи заявки от дома. Также решили упростить список документов: без подачи злополучных подписей совладельцев и без сметы АВК-5. И ещё немного усовершенствовали формулу для размера финансирования, невыгодную для маленьких домов – для их текущих ремонтов установили «потолок» в 200 тыс. грн.

В общем, и депутаты, и ОСМД, и чиновники после заседания комиссии были довольны – на следующий день в данной редакции изменения в программу должна была принять сентябрьская сессия городского совета.

Но… неожиданно А.Пилипенко, как автор соответствующего проекта решения об изменениях в программу, дала задний ход и сняла этот вопрос с повестки дня сессии.

Секрет такого контрпродуктивного поведения оказался прост – на самом деле, вопрос с повестки дня сессии «снял» начальник отдела ОСН С.Иванченко, как только до него дошла информация о «самодеятельности» депутатской комиссии. Чиновника, который возомнил себя самым главным вершителем судеб ОСМД и ЖСК в Днепре, возмутили не само содержание проголосованных депутатами изменений, а то что они посмели ворваться в его «тему» и принимать решения без его «освящения».

Результат личных амбиций чиновника средней руки оказался не очень хорошим для городских ОСМД и ЖСК. Сейчас действует старая версия Программы – одна заявка на 200 тыс.грн. и максимум процентов софинансирования, чтоб победить (точно не менее 40%), если же депутаты всё-таки примут прогрессивные изменения в программу, то заявок можно будет подать больше и на бОльшую сумму, но с 30%. Но принять они их могут только на следующей сессии, в конце октября, и у ОСМД с ЖСК останется только один месяц, до 30 ноября, чтобы успеть принять соответствующие решения на своих собраниях.

Так кто же мешает ОСМД в Днепре?

............................................................................................................................................................................ ............................................................................................................................................................................