Каждая десятая реклама врет об условиях кредитования, — исследование

Финансовые учреждения будут продолжать нарушать права своих клиентов, пока парламент не примет законопроекты 2456-д и 8055, которые смогут защитить украинцев. К такому выводу пришли участники пресс-конференции «Защита потребителей финансовых услуг: как улучшить положение украинцев», которая прошла в Харьковском медиа-центре «Время», сообщает корреспондент «Днепровского вестника«.

Принятие Закона «О потребительском кредитовании» (вступил в силу 10.06.2017) должно было стать важным шагом на пути защиты прав потребителей финансовых услуг, ведь Закон установил обязательства финансовых учреждений по честному поведению при рекламе, раскрытии информации, условиях кредитов, сообщении реальной стоимости кредита и выборе страховых компаний. Но по данным исследований Проекта USAID «Трансформация финансового сектора» (визиты методом «тайного покупателя» в отделения банков, финансовых компаний и кредитных союзов), имеются значительные расхождения между нормами Закона и практикой финансовых учреждений.

В частности, несмотря на запрет рекламы беспроцентных кредитов, каждый десятый найденный рекламный материал говорил, что кредит предоставляется под 0% или близкую к нулю ставку. Кроме того, в документации не указываются и неправильно указываются устно реальная годовая процентная ставка (РГПС) и общая стоимость кредита для потребителя — консультанты называют размер номинальной ставки (которая, как правило, низкая — 0,01%), но «забывают» сказать о значительные комиссии за выдачу и месячные комиссии, в результате которых РГПС составляет 200% годовых и более. Распространенной остается запрещена практика навязывания страховых полисов, когда заемщики не имеют возможности выбрать страховую компанию — одному «тайном покупателю» не дали воспользоваться правом на выбор страховой компании.

Возникает вопрос: почему финансовые учреждения продолжают нарушать законодательные требования?

«Основной причиной недобросовестных практик является отсутствие у регуляторов финансового рынка достаточных полномочий, особенно права налагать штрафы за нарушение прав потребителей. Второй причиной является то, что финансовые учреждения мало сделали, чтобы изменить свои практики и привести их в полное соответствие с требованиями Закона», — комментирует ситуацию заместитель руководителя Проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Юлия Ветка.

Проблема в том, что вместе с Законом «О потребительском кредитовании» «шел в пакете» законопроект 2456-д, который должен предоставить регуляторам финансового рынка (НБУ, НКЦБФР, Нацкомфинуслуг) необходимые инструменты правоприменения, то есть проверки, возбуждения дел, штрафы и прочее. Однако законопроект 2456-д до сих пор не принят.

«Пока законопроект 2456-д не будет принят, регуляторы не смогут контролировать выполнение Закона «О потребительском кредитовании» и другого законодательства, которое призвано защищать потребителей финансовых услуг. Финансовые учреждения демонстрируют низкий «добровольный» уровень соблюдения норм Закона на практике — поэтому регуляторы финансового сектора должны получить инструментарий для обеспечения «принудительного» выполнения. Это будет способствовать целостности и прозрачности финансовых рынков, минимизировать вероятность возникновения финансовых пирамид и предотвращать мошенничества, а также повысит доверие населения к финансовой системе Украины», — считает заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Руслан Демчак.

В связи с частыми нарушениями прав потребителей между ними и финансовыми учреждениями возникают споры. Но в конфликтах с финансовыми учреждениями украинцы остаются незащищенными. На сегодня такие споры может решать только суд. По результатам исследований, только 10% украинский доверяют украинской судебной системе.

Действенным инструментом решения конфликтных ситуаций между потребителями финансовых услуг и финансовыми учреждениями должно стать введение учреждения финансового омбудсмена, предусмотренное законопроектом 8055. Финансовый омбудсмен — организация, которая будет решать во внесудебном порядке споры, связанные с предоставлением финансовыми учреждениями услуг потребителям. Финансовый омбудсмен, в первую очередь, будет пытаться осуществить медиации, примирить стороны спора (в странах ЕС эта процедура является успешной в 60-70% случаев). В случае невозможности достичь примирения, финансовый омбудсмен будет рассматривать спор и принимать соответствующее решение. В законопроекте заложен такой алгоритм назначения финансового омбудсмена, который позволит ему быть максимально независимым. Решения будут приниматься беспристрастно, компетентно и быстро — до 60 дней (для сравнения: украинские суды могут рассматривать такие дела 1-2 года). Как показывает мировой опыт, такая объективная и профессиональная организация пользуется доверием граждан.

«Этот законопроект — попытка построить честную, беспристрастную и, самое главное, эффективную систему разрешения споров на финансовом рынке. Он, в некотором смысле, является революционным, так как может изменить всю философию взаимоотношений между финансовыми учреждениями и потребителями. В их основе будет доверие», — уверена эксперт по защите прав потребителей финансовых услуг Проекта USAID «Трансформация финансового сектора в Украине» Татьяна Бурак.

По мнению экспертов рынка, предоставление контролирующих функций регуляторам финансового рынка (НБУ, НКЦБФР, Нацкомфинуслуг) и внедрение учреждения финансового омбудсмена обеспечат новый уровень защиты прав потребителей финансовых услуг и прекратят практику безнаказанного нарушения их прав.

............................................................................................................................................................................ ............................................................................................................................................................................