Европейские городские стандарты: как обустроить «интеллигентный город»

Подписав Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Украина взяла на себя ряд обязательств на пути к экономическому и политическому сближению с ЕС. Конечно, это не значит, что все сферы жизни страны должны быть унифицированы с европейскими законодательными нормами, ведь даже государства-члены ЕС имеют собственное законодательство и собственный путь, в, например, образовании, градостроительстве, вопросах пенсионного обеспечения и тому подобное. Впрочем, есть и ряд так называемых европейских стандартов жизни, на которые равняются и внутри унии, и, хотелось бы верить, ее ближайшие соседи. О таких моментах в сфере городского урбанистического пространства Ужгородскому пресс-клубу рассказала главный архитектор словацкого города Кошице с более 240 тысячами жителей Петронелла Кирайова, пишет для «Днепровского вестника» Анна Твердохлеб.

«Сейчас мы работаем над обновлением нашего генерального плана, одобренного в 70-х годах и актуализированного в 1985-м, но это наши внутренние планы, на уровне страны и города. Европейский союз не влияет на такие процессы и решения, зато разнообразные еврофонды существенно помогают нам. К примеру, один из последних проектов за счет такой помощи — модернизация трамвайных путей», — говорит П. Кирайова.

По словам специалиста, с течением времени меняются представления людей о том, каким бы они хотели видеть свой город. Поэтому с 2014 года в Кошице продолжается разработка нового генплана. Сначала объявили конкурс предложений для проектных организаций, международная комиссия выбирала лучшие проекты, дальше согласовывали финансовую сторону, продолжались исследования на местах, одобрение депутатами двух концепций. Сейчас — дело за общиной, финальные проекты вынесены на общественное обсуждение.

Отдать город горожанам

Остатки советских подходов удивляют современных словаков, которые уже имеют собственный успешный опыт евроинтеграционного пути. Петронелла Кирайова хорошо знакома с опытом Ужгорода и замечает: «Немного непонятно, почему генеральные планы ваших городов разрабатываются в столице. Не знаю, насколько хорошо Киев понимает, что нужно Ужгорода, его жителям. И вообще план преимущественно ориентируется на землю, застраивается. Границы города ограничиваются застроенными территориями, поэтому Ужгороду просто некуда расти, зато Кошице включает и территорию на перспективу. Но дело не в том, в Евросоюзе такие вопросы отданы на усмотрение именно тех людей, которые живут в конкретном городе, ни о какой централизации речь при этом не идет. Например, наше управление занимается утверждением земельных и строительных вопросов, чтобы все строительство в городе соответствовало генеральному плану развития города. Это — наши внутренние дела и даже не знаю, как это устроено за рубежом, в других странах Европы, потому что каждая страна имеет свои законы. Но убеждена, что будущее развитие городов должен быть в руках его жителей, а не их соотечественников из столицы».

Сделать город доступным для колясок

Вместе с тем жители и правительство Кошице следуют общеевропейским тенденциям. Одна из важнейших из них в градостроительных сфере, по словам П.Кирайовой — доступность для всех жителей. «В рамках актуальных евростандартов делаем сейчас карту безбарьерности города. Так, в интернете должен быть доступным сервис, благодаря которому каждый сможет узнать, как беспрепятственно добраться «из точки А в точку Б», например, на тележке», — рассказывает специалист.

Заботиться об экологии

К слову, генеральный план в Словакии имеют все населенные пункты, где проживают более 2000 человек. А еще одной общеевропейской тенденцией всех городов и сел является строительство очистных сооружений.

Именно в экологической сфере Украина, в соответствии с упомянутой Соглашения об ассоциации с ЕС, должна осуществить определенные реформы экологического управления. В частности, по приближению украинского экологического законодательства к нормам и стандартам ЕС. Как сообщала Европейская правда, после долгих обсуждений, изменений и дополнений, вето президента, в мае этого года был принят в целом Закон Украины об оценке воздействия на окружающую среду. Что с политической точки зрения, однозначно можно считать прогрессом в продвижении проевропейских реформ. «Тем не менее, впереди длинная и сложная дорога обеспечение правовых, организационных, координационных, институциональных условий для практического проведения оценки воздействия на окружающую среду», — пишет издание.

А между тем главный архитектор Кошице, в прошлом году побывав в Ужгороде, что всего в 100 км от ее города, осталась неприятно поражена подходом к городским деревьям (в Ужгороде массово обрезали кроны каштанов и других деревьев, в основном на набережной) и даже эмоционально прокомментировала увиденное: «Я шла по городу и немного испугалась, когда увидела эти деревья. Если бы это еще одно-два дерева, то я бы поняла, но все подряд… Это очень резкий шаг. Если бы так сделали у нас, то люди бы уже просили «голову» мэра». Петронелла Кирайова также добавила, что в Кошице активисты объединяются в организации и очень резко реагируют даже на обрезку одного дерева. Очевидно, это еще одна европейская черта, которую Украинские стоит взять на вооружение.

«У нас должен быть дендрологический анализ каждого дерева и уход за ним должны осуществлять специалисты. У вас срезали деревья наполовину, такого «коронования» я еще в жизни не видела. Это очень непрофессионально кто-то сделал. И не чувствительно, ибо каждый человек близкий к природе и мы должны беречь ее, не наоборот», — говорит П. Кирайова. Она также рассказала, что Кошице имеет целью расширить имеющиеся городские парки, а также делает проекты по обновлению скверов внутри дворов, между домами, в общем озеленение во дворах. На это также выделяются средства из еврофондов.

«Смартсити» — не только технологически умный, но и транспортно грамотный город

Следующая европейская тенденция современной развития городов — концепция «смартсити». В Кошице ее рассматривают прежде всего как идею о том, чтобы люди перебрались из персональных авто к городскому транспорту, а также — на велосипеды.

«Вся Европа движется в сторону облегчения городов от транспорта. Речь идет не только о решение проблемы паркомест, но и прежде всего об экологии, то есть вашего с нами здоровья », — комментирует П. Кирайова.

В этом направлении Украина также активная, в основном силами общественных организаций. Так, ежегодно уже традиционно проводится акция в поддержку общеевропейской инициативы — «Европейская неделя мобильности». Например, ужгородцев, которые ехали на работу на велосипеде, на набережной Независимости угощали кофе и печеньем — такую ​​акцию в рамках «Европейской недели мобильности» провели представители ОО «Форза». Кроме того, велосипедистам раздавали различные значки, наклейки на велотематику, светоотражающие ленты и просто желали хорошего настроения. Ежегодно с 16 по 22 сентября так празднуют в нескольких тысячах городов Европы, чтобы показать, что использование частных автомобилей нужно уменьшать, а общественного транспорта и велосипедов — увеличивать.

Интеллигентный город

Петронелла Кирайова, суммируя «экскурсию» по европейским векторам развития Кошице, говорит, что все упомянутые выше направления должны лечь в основу удобного и комфортного для своих жителей города, с умными, оправданными и интеллигентными подходами к его развитию. «Кошице находится не на равнине, поэтому не каждый пересядет на велосипед. Но мы решаем концепцию велосипедных путей, реконструируем трамвайные пути, предвидя защиту от лишнего шума, чтобы трамвай минимально мешал жителям домов вдоль трассы. С этим нам очень помогает Евросоюз, выделяя средства на соответствующие современные технологии. Евросоюз постоянно призывает нас соблюдать нормы допустимого шумового загрязнения, ведь это очень важно для здоровья людей».

Кстати, всем инвесторам застройщикам европейские города доводят определенные требования по строительству с защитой от шума, звукоизоляцией. Новый генплан вообще не предусматривает застройки в тех местах, где уже и так имеется шум. Кроме того, предусмотрено и максимально допустимую высоту зданий. Главная философия при этом — минимизировать негативные воздействия на людей, обеспечить для них физическое и эстетический комфорт. Город должен быть интеллигентным и чувствительным к нуждам своих жителей.

В этом контексте архитектор замечает и об агрессии рекламы, которая, по ее словам, сразу бросается в глаза в Украине. «Вы, ужгородцы, имеете прекрасную архитектуру, еще со времен, когда мы были одной страной. И у нас были заброшены в свое время исторические здания, а новые частные владельцы начинали массово и не всегда профессионально перестраивать их, особенно когда банки начали выдавать доступные кредиты. Часто в новых владельцев просто не было культуры проживания в таких зданиях, понимание их ценности и веса. Мы приветствуем, когда на первом этаже открываются коммерческие объекты, а на верху – жилые помещения, но перед такой перепланировкой городом должна быть утверждена вся проектная документация. А то, что видела в вас, нечто похожее было на хаос, все облепленное рекламой или самовольными пристройками, потому что владелец хочет продавать чуть ли не во дворе. Это не хорошо, когда реклама начинает быть агрессивной в городском пространстве». В Кошице есть отдельная статья генплана касательно рекламы, прописаны подробные регулятивы по ее виду и расположению.

Еще относительно Ужгорода П. Кирайова добавила: «Видно, что город понемногу начинает меняться, но мне кажется, что стоит обратить внимание на Уж. Река у вас отделена от города, ее, как феномен, практически не привлечено в организм города, в его жизнь». Над этим же вопросом работает и Кошице, планируя будущее для своей реки. Для этого даже провели форум молодых архитекторов, куда пригласили креативных специалистов из 20 (!) стран мира. Очевидно, их предложения лягут в основу городской политики по интеграции реки в жизни города.

Быть ответственными соседями

Кроме развития собственного города, главный архитектор Кошице активно помогает в том числе и соседней Украине, в частности сотрудничая с Агентством содействия устойчивому развитию Карпатского региона «Форза», о которой уже упоминалось выше. Петронелла Кирайова стала в частности активным участником международного проекта «Развитие через территориальное планирование», поддержанного Вышеградским фондом. В рамках проекта шли тренинги в Украине, Молдове и Грузии, направленные на то, чтобы рассказать, как происходит пространственное планирование в Словакии, Польше, Венгрии и Чехии — странах Вышеградской четверки. Состоялись и две учебные поездки в Словакию и Чехию. Особое внимание уделили доступности городов для всех людей, Петронелла Кирайова, как член комитета по безбарьерности, рассказывала об опыте Кошице. Кстати, именно эта черта городов является частью требований о членстве в ЕС.

Материал подготовлен в рамках проекта «Продвижение реформ в регионы» Программа Европейского Союза «Поддержка гражданского общества в Украине».